1 В случае выявления несоответствия продукции Поставщика (металлопрокат, неметаллические материалы, комплектующие изделия) на входном контроле, а также в процессе производства ООО «БелЗАН МЕТ» и/или АО «БелЗАН» (далее – Потребитель), Потребитель информирует Поставщика путем направления уведомления по электронной почте.
2 После получения уведомления Поставщик должен запустить процесс решения проблем в формате 8D и обеспечить своевременную обратную связь с Потребителем.
3 Структура процесса 8D
Процесс решения проблем в формате 8 состоит из 8 этапов:
В соответствии с действующими у Поставщика процедурами содержание и наименование этапов может несущественно отличаться, однако, основная методология и перечень задач, предусмотренных процессом 8D, должны соблюдаться.
4 Сроки предоставления Потребителю отчетов по этапам 8D:
Этапы 8D |
Срок предоставления |
D1 – D4 |
48 часов |
D5 – D6 |
10 календарных дней |
D7 – D8 |
30 календарных дней |
|
6 Решение проблем в формате 8D должно осуществляться многофункциональной командой с привлечением представителей производства, технической службы, контролеров и других задействованных служб.
7 Описание задач, выполняемых в рамках процесса 8D
Команда проверяет имеющиеся данные (симптомы), структурирует и описывает проблему. Команда должна однозначно определить объект и несоответствие. Необходимо проанализировать, могло ли подобное несоответствие появиться в аналогичных изделиях, собираемых на предприятии, в том числе для других потребителей.
Руководитель команды заполняет соответствующие графы отчета 8D.
Этап D3
Команда проводит первичный анализ несоответствия, указывает, в какой точке процесса создания продукта (технологическая операция, операционный или приемочный контроль и т.д.) оно могло быть обнаружено и указывает причины необнаружения.
Руководитель команды заполняет соответствующий раздел отчета 8D.
Анализ причин необнаружения проводят с применением методов «5 Почему» и/или «Исикава» и прилагают к отчету 8D.
Этап D4Команда определяет срочные (незамедлительные) мероприятия для защиты потребителя от получения продукции с тем же несоответствием до тех пор, пока не будут разработаны и внедрены корректирующие действия.
Обязательные требования к срочным сдерживающим мерам:
В случае если при введении срочных мероприятий необходимо изменение продукта, необходимо получить у потребителя «Разрешение на отклонение».
Руководитель команды заполняет соответствующие графы отчета 8D и обеспечивает обратную связь с Потребителем.
Этапы D5-D6
Команда проводит анализ причин возникновения несоответствия с применением методов «5 Почему» и/или «Исикава».
На каждую из выявленных причин несоответствия разрабатывают корректирующие действия, направленные на предупреждение ее повторного возникновения. КД должны содержать ответственных и сроки выполнения.
При объективной необходимости Поставщик может согласовать с Потребителем увеличение сроков выполнения КД.
Руководитель команды заполняет соответствующие графы отчета 8D и обеспечивает обратную связь с Потребителем.
Этап D7
Команде необходимо привести доказательства выполнения и оценить результативность проведенных корректирующих действий.
В случае успешного выполнения КД с целью капитализации опыта команда принимает решение о распространении корректирующих действий на аналогичные объекты (продукцию, процессы), а также вносит описание проблемы и результативные корректирующие действия в базу выученных уроков.
Срок оценки результативности КД – в течение двенадцати месяцев, следующих за датой выполнения КД.
По итогам каждого месяца поставщик проверяет, были ли повторные несоответствия.
Критерии результативности КД:
При обнаружении повторного несоответствия – КД признаются нерезультативными. При отсутствии повторного несоответствия в течение срока оценки результативности, КД признаются результативными, 8D считается закрытым.
Этап D8
По завершении внедрения КД вся документация должна быть актуализирована.
В случае успешного выполнения КД с целью капитализации опыта команда принимает решение о распространении корректирующих действий на аналогичные объекты (продукцию, процессы), а также вносит описание проблемы и результативные корректирующие действия в базу выученных уроков.
Руководитель команды заполняет соответствующие графы отчета 8D и обеспечивает обратную связь с Потребителем.
Группа компаний АО «БелЗАН» на регулярной основе осуществляет балльную оценку работы своих поставщиков материалов в соответствии с утвержденной методикой расчета интегральной оценки. Оценка поставщиков основных материалов осуществляется ежемесячно.
По результатам балльной оценки поставщику присваивается одна из категорий в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Категория поставщика |
Граничные значения общей оценки Σb, |
|
А |
Отличный |
Не менее 95 |
В |
Надежный |
От 76 до 94 |
С |
Ненадежный |
От 55 до 75 |
С/k |
Ненадежный |
Поставщик не может быть "надежным", "отличным", если показатель «Уровень качества поставок» ≤ 75 |
D |
Неудовлетворительный |
Менее 55 |
Поставщикам с категорией «Ненадежный», «Неудовлетворительный» результаты балльной оценки направляются для анализа и разработки мер по повышению качества работы.
I Методика расчета балльной оценки
1 Балльная оценка работы поставщика по качеству определяется как сумма показателей работы поставщика с учётом их значимости:
Σ b = 0,4 х b1 + 0,2 х b2 + 0,2 х b3 + 0,2 х b4,
где b1 - уровень качества поставок. Показатель работы поставщика, отражающий совокупный уровень качества поставляемых материалов (выполнение требования по непревышению уровня дефектности материала при входном контроле, в процессе производства и эксплуатации);
b2 - уровень организации поставок. Показатель работы поставщика, отражающий своевременность и ритмичность поставок, выполнение требований по гарантийному обслуживанию и замене забракованной продукции;
b3 - степень лояльности поставщика. Показатель работы поставщика, отражающий приверженность поставщика интересам АО «БелЗАН», готовность выполнять его требования, способность к компромиссам.
b4 - ценовая политика. Показатель работы поставщика, отражающий уровень цены, условий оплаты и возмещения потерь.
2 Количество баллов по каждому показателю определяется путем вычитания из максимального значения показателя, равного 100 баллам, общего количества снятых баллов по частным оценкам, входящим в соответствующий показатель.
Частные оценки, входящие в состав показателей b1, b2, b3, b4, и критерии снятия баллов приведены в таблице 2.
Частная оценка |
Критерий оценки и количество снимаемых баллов |
||
b1 - Уровень качества поставок |
|||
b11 |
Качество продукции (на входном контроле и в процессе производства) |
Фактический уровень дефектности не превышает установленный для поставщика целевой порог |
0 |
Фактический уровень дефектности превышает установленный для поставщика целевой порог |
40 |
||
b12 |
Периодичность бракования (на входном контроле и в процессе производства) за последние 3 месяца, в которых были поставки |
В одном месяце поставки |
5 |
В двух месяцах поставки |
10 |
||
В трех месяцах поставки |
20 |
||
b13 |
Наличие рекламаций от потребителя продукции АО "БелЗАН" (в том числе в гарантии) по причине дефектов металлургического характера |
Рекламаций нет |
0 |
Рекламации есть |
40 |
||
b2 - Уровень организации поставок |
|||
b21 |
Выполнение объёма поставок |
Невыполнение планового объема поставки составляет не более 5% |
0 |
Невыполнение планового объема поставки составляет более 5%, но ≤ 25 % |
10 |
||
Невыполнение планового объема поставки составляет более 25% |
40 |
||
b22 |
Соблюдение срока поставок |
Поставка точно в срок |
0 |
Срыв поставок без каких-либо последствий |
5 |
||
Срыв поставок, которые привели к простою производства |
40 |
||
b23 |
Дополнительные затраты при доставке материалов вследствие нарушения условий договора |
Дополнительных затрат нет |
0 |
Дополнительные затраты есть |
10 |
||
b24 |
Возможность корректировки поставки |
Имеется |
0 |
Отсутствует |
10 |
||
b25 |
Остановка производства потребителя АО «БелЗАН» по причине несвоевременной поставки металла в ООО «БелЗАН МЕТ» |
Случаи отсутствуют |
0 |
Случаи имеются |
100 |
||
b3 - Степень лояльности поставщика |
|||
b31 |
Полнота включения в договор (контракт) требований |
Требования включены полностью |
0 |
Требования включены не полностью |
20 |
||
b32 |
Соответствие требованиям к сертификации системы менеджмента качества (СМК) |
Имеется сертификат соответствия IATF 16949, выданный аккредитованным IATF органом |
0 |
Имеется сертификат соответствия ISO 9001, выданный аккредитованным IAF MLA органом, и график подготовки к сертификации на соответствие IATF 16949 |
10 |
||
Имеется сертификат соответствия ISO 9001, выданный аккредитованным IAF MLA органом, сертификация по IATF 16949 не планируется |
20 |
||
СМК не сертифицирована, но есть график подготовки к сертификации в органе, |
40 |
||
|
|
аккредитованном IAF MLA и / или IAТF |
|
СМК не сертифицирована или сертификат соответствия выдан органом, не аккредитованном IAF MLA, нет графика подготовки к сертификации |
60 |
||
b33 |
Соответствие требованиям к сертификации системы экологического менеджмента (СЭМ) |
Имеется сертификат соответствия ISO 14001 или ГОСТ Р ИСО 14001 |
0 |
СЭМ не сертифицирована, но есть график подготовки к сертификации |
10 |
||
СЭМ не сертифицирована, нет графика подготовки к сертификации |
20 |
||
b34 |
Результаты аудита поставщика |
Несоответствий нет, выданы рекомендации |
0 |
Степень соответствия выше 80% и нет значимых несоответствий |
10 |
||
Степень соответствия ниже 80% или выявлены значительные несоответствия |
20 |
||
b35 |
Оперативность реагирования поставщика на выявленные несоответствия (по результатам контроля металлопродукции или аудитов второй стороной) |
Отчеты предоставлены в полном объёме в установленные сроки |
0 |
Отчеты предоставлены, но с нарушением сроков, либо предоставленные отчеты носят формальный характер |
20 |
||
Отчеты не предоставлены |
60 |
||
b4 - Оценка ценовой политики поставщика |
|||
b41 |
Условия оплаты поставщику |
Отсрочка платежа |
0 |
Предоплата 100% |
30 |
||
b42 |
Удорожание материалов |
Удорожание не более 5% |
0 |
Удорожание более 5 %, но ≤ 10 % |
15 |
||
Удорожание более 10 %, но ≤ 20 % |
30 |
||
Удорожание более 20 % |
40 |
||
b43 |
Своевременное возмещение потерь от несоответствующей продукции (в состоянии поставки и в процессе производства по скрытым дефектам) |
Возмещение составляет от 95% до 100% |
0 |
Возмещение составляет менее 95% |
30 |
Результаты работы поставщика ХХХХХ за отчетный месяц:
- уровень дефектности на входном контроле и в процессе производства составил 3% при установленном пороговом значении на текущий год – 0,7%;
- было два случая задержки поставки, не повлекшей простой производства;
- СМК поставщика сертифицирована на соответствие ISO 9001 органом, аккредитованном в IAF MLA, но графика подготовки к сертификации по IATF 16949 у поставщика нет;
- по трем уведомлениям о несоответствии поставщик предоставил отчет по этапам D0-D4 с нарушением сроков.
По остальным оценкам требования выполнены.
Количество снятых баллов согласно установленным критериям составило:
- уровень качества поставок – 40 баллов;
- уровень организации поставок – 5 баллов;
- степень лояльности поставщика – 40 баллов;
- ценовая политика – 0 баллов.
Расчет балльной оценки:
Σ b = 0,4 х 60 + 0,2 х 95 + 0,2 х 60 + 0,2 х 100 = 75 баллов.
По результатам балльной оценки поставщику ХХХХХ за отчетный месяц присвоена категория «Ненадежный».
Пример "Оценка работы поставщика (изготовителя)"
Адрес:
452002,1A, Syrtlanovoy str.,
Bashkortostan, Belebey
Russia
телефон: +7 (34786) 6-12-09
факс: +7 (34786) 3-01-90
e-mail: belzan@belzan.ru