1 В случае выявления несоответствия продукции Поставщика (металлопрокат, неметаллические материалы, комплектующие изделия) на входном контроле, а также в процессе производства ООО «БелЗАН МЕТ» и/или АО «БелЗАН» (далее – Потребитель), Потребитель информирует Поставщика путем направления уведомления по электронной почте.
2 После получения уведомления Поставщик должен запустить процесс решения проблем в формате 8D и обеспечить своевременную обратную связь с Потребителем.
3 Структура процесса 8D
Процесс решения проблем в формате 8 состоит из 8 этапов:
В соответствии с действующими у Поставщика процедурами содержание и наименование этапов может несущественно отличаться, однако, основная методология и перечень задач, предусмотренных процессом 8D, должны соблюдаться.
4 Сроки предоставления Потребителю отчетов по этапам 8D:
| Этапы 8D | Срок предоставления | 
| D1 – D4 | 48 часов | 
| D5 – D6 | 10 календарных дней | 
| D7 – D8 | 30 календарных дней | 
| 
 | |
6 Решение проблем в формате 8D должно осуществляться многофункциональной командой с привлечением представителей производства, технической службы, контролеров и других задействованных служб.
7 Описание задач, выполняемых в рамках процесса 8D
Команда проверяет имеющиеся данные (симптомы), структурирует и описывает проблему. Команда должна однозначно определить объект и несоответствие. Необходимо проанализировать, могло ли подобное несоответствие появиться в аналогичных изделиях, собираемых на предприятии, в том числе для других потребителей.
Руководитель команды заполняет соответствующие графы отчета 8D.
Этап D3
Команда проводит первичный анализ несоответствия, указывает, в какой точке процесса создания продукта (технологическая операция, операционный или приемочный контроль и т.д.) оно могло быть обнаружено и указывает причины необнаружения.
Руководитель команды заполняет соответствующий раздел отчета 8D.
Анализ причин необнаружения проводят с применением методов «5 Почему» и/или «Исикава» и прилагают к отчету 8D.
Этап D4Команда определяет срочные (незамедлительные) мероприятия для защиты потребителя от получения продукции с тем же несоответствием до тех пор, пока не будут разработаны и внедрены корректирующие действия.
Обязательные требования к срочным сдерживающим мерам:
В случае если при введении срочных мероприятий необходимо изменение продукта, необходимо получить у потребителя «Разрешение на отклонение».
Руководитель команды заполняет соответствующие графы отчета 8D и обеспечивает обратную связь с Потребителем.
Этапы D5-D6
Команда проводит анализ причин возникновения несоответствия с применением методов «5 Почему» и/или «Исикава».
На каждую из выявленных причин несоответствия разрабатывают корректирующие действия, направленные на предупреждение ее повторного возникновения. КД должны содержать ответственных и сроки выполнения.
При объективной необходимости Поставщик может согласовать с Потребителем увеличение сроков выполнения КД.
	 Руководитель команды заполняет соответствующие графы отчета 8D и обеспечивает обратную связь с Потребителем.  
 
Этап D7
Команде необходимо привести доказательства выполнения и оценить результативность проведенных корректирующих действий.
В случае успешного выполнения КД с целью капитализации опыта команда принимает решение о распространении корректирующих действий на аналогичные объекты (продукцию, процессы), а также вносит описание проблемы и результативные корректирующие действия в базу выученных уроков.
Срок оценки результативности КД – в течение двенадцати месяцев, следующих за датой выполнения КД.
По итогам каждого месяца поставщик проверяет, были ли повторные несоответствия.
	 Критерии результативности КД:
	 При обнаружении повторного несоответствия – КД признаются нерезультативными. При отсутствии повторного несоответствия в течение срока оценки результативности, КД признаются результативными, 8D считается закрытым. 
Этап D8
По завершении внедрения КД вся документация должна быть актуализирована.
В случае успешного выполнения КД с целью капитализации опыта команда принимает решение о распространении корректирующих действий на аналогичные объекты (продукцию, процессы), а также вносит описание проблемы и результативные корректирующие действия в базу выученных уроков.
	 Руководитель команды заполняет соответствующие графы отчета 8D и обеспечивает обратную связь с Потребителем. 
 
Группа компаний АО «БелЗАН» на регулярной основе осуществляет балльную оценку работы своих поставщиков материалов в соответствии с утвержденной методикой расчета интегральной оценки. Оценка поставщиков основных материалов осуществляется ежемесячно.
По результатам балльной оценки поставщику присваивается одна из категорий в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
| Категория поставщика | 
 Граничные значения общей оценки Σb,  | |
| А | Отличный | Не менее 95 | 
| В | Надежный | От 76 до 94 | 
| С | Ненадежный | От 55 до 75 | 
| С/k | 
 Ненадежный | Поставщик не может быть "надежным", "отличным", если показатель «Уровень качества поставок» ≤ 75 | 
| D | Неудовлетворительный | Менее 55 | 
Поставщикам с категорией «Ненадежный», «Неудовлетворительный» результаты балльной оценки направляются для анализа и разработки мер по повышению качества работы.
I Методика расчета балльной оценки
1 Балльная оценка работы поставщика по качеству определяется как сумма показателей работы поставщика с учётом их значимости:
Σ b = 0,4 х b1 + 0,2 х b2 + 0,2 х b3 + 0,2 х b4,
где b1 - уровень качества поставок. Показатель работы поставщика, отражающий совокупный уровень качества поставляемых материалов (выполнение требования по непревышению уровня дефектности материала при входном контроле, в процессе производства и эксплуатации);
b2 - уровень организации поставок. Показатель работы поставщика, отражающий своевременность и ритмичность поставок, выполнение требований по гарантийному обслуживанию и замене забракованной продукции;
b3 - степень лояльности поставщика. Показатель работы поставщика, отражающий приверженность поставщика интересам АО «БелЗАН», готовность выполнять его требования, способность к компромиссам.
b4 - ценовая политика. Показатель работы поставщика, отражающий уровень цены, условий оплаты и возмещения потерь.
2 Количество баллов по каждому показателю определяется путем вычитания из максимального значения показателя, равного 100 баллам, общего количества снятых баллов по частным оценкам, входящим в соответствующий показатель.
Частные оценки, входящие в состав показателей b1, b2, b3, b4, и критерии снятия баллов приведены в таблице 2.
| Частная оценка | Критерий оценки и количество снимаемых баллов | ||
| b1 - Уровень качества поставок | |||
| b11 | Качество продукции (на входном контроле и в процессе производства) | Фактический уровень дефектности не превышает установленный для поставщика целевой порог | 0 | 
| Фактический уровень дефектности превышает установленный для поставщика целевой порог | 40 | ||
| b12 | Периодичность бракования (на входном контроле и в процессе производства) за последние 3 месяца, в которых были поставки | В одном месяце поставки | 5 | 
| В двух месяцах поставки | 10 | ||
| В трех месяцах поставки | 20 | ||
| b13 | Наличие рекламаций от потребителя продукции АО "БелЗАН" (в том числе в гарантии) по причине дефектов металлургического характера | Рекламаций нет | 0 | 
| Рекламации есть | 40 | ||
| b2 - Уровень организации поставок | |||
| b21 | Выполнение объёма поставок | Невыполнение планового объема поставки составляет не более 5% | 0 | 
| Невыполнение планового объема поставки составляет более 5%, но ≤ 25 % | 10 | ||
| Невыполнение планового объема поставки составляет более 25% | 40 | ||
| b22 | Соблюдение срока поставок | Поставка точно в срок | 0 | 
| Срыв поставок без каких-либо последствий | 5 | ||
| Срыв поставок, которые привели к простою производства | 40 | ||
| b23 | Дополнительные затраты при доставке материалов вследствие нарушения условий договора | Дополнительных затрат нет | 0 | 
| Дополнительные затраты есть | 10 | ||
| b24 | Возможность корректировки поставки | Имеется | 0 | 
| Отсутствует | 10 | ||
| b25 | Остановка производства потребителя АО «БелЗАН» по причине несвоевременной поставки металла в ООО «БелЗАН МЕТ» | Случаи отсутствуют | 0 | 
| Случаи имеются | 100 | ||
| b3 - Степень лояльности поставщика | |||
| b31 | Полнота включения в договор (контракт) требований | Требования включены полностью | 0 | 
| Требования включены не полностью | 20 | ||
| b32 | Соответствие требованиям к сертификации системы менеджмента качества (СМК) | Имеется сертификат соответствия IATF 16949, выданный аккредитованным IATF органом | 0 | 
| Имеется сертификат соответствия ISO 9001, выданный аккредитованным IAF MLA органом, и график подготовки к сертификации на соответствие IATF 16949 | 10 | ||
| Имеется сертификат соответствия ISO 9001, выданный аккредитованным IAF MLA органом, сертификация по IATF 16949 не планируется | 20 | ||
| СМК не сертифицирована, но есть график подготовки к сертификации в органе, | 40 | ||
| 
 | 
 | аккредитованном IAF MLA и / или IAТF | 
 | 
| СМК не сертифицирована или сертификат соответствия выдан органом, не аккредитованном IAF MLA, нет графика подготовки к сертификации | 60 | ||
| b33 | Соответствие требованиям к сертификации системы экологического менеджмента (СЭМ) | Имеется сертификат соответствия ISO 14001 или ГОСТ Р ИСО 14001 | 0 | 
| СЭМ не сертифицирована, но есть график подготовки к сертификации | 10 | ||
| СЭМ не сертифицирована, нет графика подготовки к сертификации | 20 | ||
| b34 | Результаты аудита поставщика | Несоответствий нет, выданы рекомендации | 0 | 
| Степень соответствия выше 80% и нет значимых несоответствий | 10 | ||
| Степень соответствия ниже 80% или выявлены значительные несоответствия | 20 | ||
| b35 | Оперативность реагирования поставщика на выявленные несоответствия (по результатам контроля металлопродукции или аудитов второй стороной) | Отчеты предоставлены в полном объёме в установленные сроки | 0 | 
| Отчеты предоставлены, но с нарушением сроков, либо предоставленные отчеты носят формальный характер | 20 | ||
| Отчеты не предоставлены | 60 | ||
| b4 - Оценка ценовой политики поставщика | |||
| b41 | Условия оплаты поставщику | Отсрочка платежа | 0 | 
| Предоплата 100% | 30 | ||
| b42 | Удорожание материалов | Удорожание не более 5% | 0 | 
| Удорожание более 5 %, но ≤ 10 % | 15 | ||
| Удорожание более 10 %, но ≤ 20 % | 30 | ||
| Удорожание более 20 % | 40 | ||
| b43 | Своевременное возмещение потерь от несоответствующей продукции (в состоянии поставки и в процессе производства по скрытым дефектам) | Возмещение составляет от 95% до 100% | 0 | 
| Возмещение составляет менее 95% | 30 | ||
Результаты работы поставщика ХХХХХ за отчетный месяц:
- уровень дефектности на входном контроле и в процессе производства составил 3% при установленном пороговом значении на текущий год – 0,7%;
- было два случая задержки поставки, не повлекшей простой производства;
- СМК поставщика сертифицирована на соответствие ISO 9001 органом, аккредитованном в IAF MLA, но графика подготовки к сертификации по IATF 16949 у поставщика нет;
- по трем уведомлениям о несоответствии поставщик предоставил отчет по этапам D0-D4 с нарушением сроков.
По остальным оценкам требования выполнены.
Количество снятых баллов согласно установленным критериям составило:
- уровень качества поставок – 40 баллов;
- уровень организации поставок – 5 баллов;
- степень лояльности поставщика – 40 баллов;
- ценовая политика – 0 баллов.
Расчет балльной оценки:
Σ b = 0,4 х 60 + 0,2 х 95 + 0,2 х 60 + 0,2 х 100 = 75 баллов.
По результатам балльной оценки поставщику ХХХХХ за отчетный месяц присвоена категория «Ненадежный».
Пример "Оценка работы поставщика (изготовителя)"
								Адрес:
								452002,1A, Syrtlanovoy str.,
 Bashkortostan, Belebey
 Russia
							
телефон: +7 (34786) 3-01-90
факс: +7 (34786) 3-01-90
e-mail: belzan@belzan.ru